Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

История

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Владимирской области «Ковровский транспортный колледж»  берет свое начало с 1874 года, когда при образовательной школе Ковровских железнодорожных мастерских был открыт первый специальный технический класс.

А все начиналось весной 1865 г.... При Ковровских железнодорожных мастерских на средства Управления Московско-Нижегородской железной дороги при ближайшем участии директора дороги Ивана Федоровича Кенига была устроена школа для бесплатного обу­чения детей рабочих, кото­рая помещалась в одном из жилых домов дороги. В пер­вый же год в ней обучались 92 мальчика.

15 мая 1870 г. решением общего со­брания акци­онеров Глав­ного обще­ства Россий­ских желез­ных  дорог было поста­новлено от­числять от сборов до­роги по 15 руб. с вер­сты на уст­ройство   и содержание технических железнодо­рожных учи­лищ, какие предполага­лось открыть в Н.Нов­городе и Коврове. И вот осенью 1874 г. при общеобразовательной школе Ковровских же­лезнодорожных мас­терских был открыт 1-й специальный техничес­кий класс, вследствие чего школа была пре­образована в училище.

В 1877 г. для него по­строили особое здание, каменное двухэтажное, которое сохранилось до сих пор, и жилой дом для служащих при учи­лище. В 1880 г. возвели камен­ное помеще­ние для учеб­ных мастерс­ких. На строительство деньги зараба­тывали сами учащиеся, ра­ботая в железнодорожных мастерских с платою по 15 коп. в день.

Кузнечный цех мастерских училища, 1980-е гг.  Оранжерея при училище, 1980-е гг.

В училище приветствова­лось техническое творчество учащихся. В 1882 г., участвуя во Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве, училище было удостоено диплома 2-й степени и серебряной медали за работы по черчению. В 1890 и 1895 гг. работы учащихся эк­спонировались на выставках, открытых соответственно к I и II съездам русских деяте­лей по техническому и про­фессиональному образова­нию в Петербурге. Эти же эк­спонаты в 1896 г. отправи­лись на Всероссийскую выс­тавку в Н.Новгороде. А в 1893 г. училище приняло участие во Всемирной выставке в Чи­каго, показав работы учени­ков по графическому искус­ству и ремеслам.


Камерный цех мастерских училища, 1884 г. Писарская команда, Санкт-Петербург, 12 апреля 1891 г.
 
 

Всего за первые 25 лет в училище обучалось около 700 юно­шей. История сохранила имена первых преподавате­лей и первых выпускников. Первыми начальниками училища были: с 1874 по 1882 г. - технолог 1-го разряда М.Я. Косых; в 1882-1884 гг. - кандидат Московского университета Н.А. Силуянов; в 1884 г. - статский советник К.П. За­харов; в 1884-1888 гг. - Н.В. Федоров; в 1888-1898 гг. - инженер-механик Ф.И. Ще­голев; с 1898 г. пост началь­ника училища занимал А.И. Яшнов, его сменил препода­ватель математики И.Ф. Ал­феров.

Железнодорожным и строительным делом зани­мался с учащимися инже­нер-механик Л. А. Брюханов, он же вел черчение. Заведующим учебными мастерскими и преподавателем слесарного и кузнечного ремесла состоял «ученый мастер» Н.А. Дубов. Практическую телеграфию преподавал старший телеграфист станции «Ковров 1» Г.А. Белоносов, чистописание – дьякон В.Е. Ставровский, пение – Н.Н. Жаров, гимнастику – К.К. Кукарин.

Среди первых учеников училища - такие заметные в истории города личности, как председатель земской управы А.С. Пестрово; ковровский купец Н.А. Гладцынов - владелец магазинов в Иваново-Вознесенске; Г.Л. Герасимов - дед известно­го писателя, уроженца ковровской земли С.К. Никити­на, прославлявшего Мещерский край; революционер-больше­вик А.Я. Малеев, расстре­лянный казаками на стан­ции Орехово-Зуево; Сергей Федорович Рыскин - поэт конца XIX начала XX века.

 Ему выпала редкая уда­ча: его стихи «Живет моя отра­да в высоком терему, а в терем тот высокий нет ходу никому», положенные на музыку, поют­ся наравне с народными пес­нями.

Выпуск 1903 г.

В летопись г. Коврова вошло имя выпускника техникума 1902 года Александра Яковлевича Малеева, революционера-большевика, активного участника революции 1905 года. Его имя носит улица, на которой расположены техникум и его общежития.

Активное участие в революционных событиях придавали и другие выпускники училища - Н.Е. Ляхин, П.О. Долбилкин.

С 1922 года Ковровское же­лезнодорожное училище стало называться Ковровским техни­кумом железнодорожного транс­порта.

После Октября 1917 года техникум возглавляли инженеры П.Ф. Горячев (20е годы), С.В. Воеводин (1924-1929), Н.И. Краснов, выпускник техникума 1916 года (1929-1937), Н.И. Голанинский (1937-1940), В.И. Печерский (40-е годы), Н.М. Федорук (1948-1970), А.В. Ситарский (1970-1973), В.И. Харитонов (1973-1995), В.П. Пузырев (1995-2009), А.В. Лазарев (2009-2012). В настоящее время директором колледжа является М.А. Малышев.

В 1924 году - год 50-летия со дня основания техникума - учебное заведение посетил нарком путей сообщения СССР Я.А.Рудзутак и оказал значи­тельную помощь в совершенс­твовании материально-техни­ческой базы.

Выпускники техникума вос­станавливали народное хозяйс­тво страны в 20-е годы и актив­но участвовали в подъеме эко­номки СССР в годы первых пя­тилеток; принимали участие в создании первого совет­ского экскаватора на Ковровском экскаваторном заводе.

В суровые годы Великой Отечественной войны коллектив техникума не прекращал подготовку специалистов и самоотверженно помогал фронту: разгружен 31 санитарный поезд с ра­неными; отработано в сельском хозяйстве и на предприятиях 20700 челове­ко-дней; внесено в фонд обороны  из личных сбережений 522 тысячи рублей. Из техникума добровольца­ми ушли на фронт  и в военные училища 130 человек.

Отличились на фронтах Отечествен­ной   войны    воспитанники    техникума: A. П. Мартынов — летчик, Герой Совет­ского Союза; М. И. Голышев — гвардии полковник авиации; А. К. Чирин — инже­нер-полковник танковых войск; И. Т. Бо­рисов— майор авиации, сбил 23 враже­ских самолета; В. М. Карпов — инженер-полковник авиации.

В годы послевоенной пятилетки за выдающиеся работы по созданию новой техники получили почетное звание лау­реатов Государственной премии воспи­танники техникума Н. А. Бугров, Б. К. Рогов, Г. П. Марков, А. П. Финогенов.

Научными сотрудниками институтов работали воспитанники тех­никума кандидаты технических наук И.А. Борисевич, Е. Г. Угодин, А. С. Мочкин, Н. И. Субоч, B. А. Терновский, доктор технических наук В. О. Осипов.

Воспитанник техникума Н. А. Малы­шев — возглавлял энергомеханический тех­никум. Ему было присвоено почетное звание «Заслуженного учителя РСФСР».

В числе инженерно-технических ра­ботников Ковровского экскаваторного за­вода 60% составляли выпускники наше­го учебного заведения. П. И. Гришин много лет работал директором Ковровского экскаваторного, а затем Владимирского трактор­ного заводов; Л. С. Никонова и Н. И. Муравь­ев — заслуженные рационализаторы РСФСР; А. Н. Павлов — работал зам. ди­ректора КЭЗ, почет­ный гражданин города Коврова; Е. Г. Иванов, работавший начальником цеха, и М. И. Корунов, занимавший должность зам. главного конструктора, — по­четные ветераны завода.

На стройках Минтрансстроя СССР  работало более 3000 молодых специалистов — выпускни­ков техникума, из которых многие зани­мали высокие руководящие должности: В. Н. Назаров, был главным механиком треста «Гортрансстрой»; А. А. Хохлов, главным инженером треста «Трансстройпром»; В. В. Зеленов, главным инженером ремонтно-прокатной базы; И. П. Удовицкий, главным механиком Головного ремонтного поезда 33.

В 1954 году Ковровский тех­никум железнодорожного транс­порта был передан вновь со­зданному Министерству транс­портного строительства СССР и стал называться Ковровс­кий механический техникум транспортного строительства.

 

В 70-е годы активно развивалось техническое творчество. Ежегодно в предметных кружках, а также во время кур­сового и дипломного проектирования учащие­ся изготавливали более 100 приборов, моде­лей, приспособлений, макетов. В техникуме действовала постоянная выставка технического творчества.

Лучшие работы неоднократно экспониро­вались на выставках в Коврове, Владимире, Саратове, Туле, Москве и ВДНХ. На Влади­мирской областной выставке технического творчества учащихся в декабре 1973 года техникум занял второе место среди технику­мов области.

За успешное развитие технического твор­чества техникум награждался грамотами Минтрансстроя и дипломами ВДНХ СССР.

70-летний опыт подготовки техникумом специалистов ши­рокого железнодорожного про­филя - от строительства путей сообщения до их обслуживания и эксплуатации - обусловил вы­сококачественную подготовку студентов для транспортного строительства страны.

За заслуги в подготовке спе­циалистов для народного хо­зяйства и в связи со 100-летием со дня основания Указом Прези­диума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1974 года тех­никум был награжден орденом «Знак Почета».

21 октября 1991 года прика­зом Министерства транспортно­го строительства СССР Ковров­ский механический техникум транспортного строительства был реорганизован в колледж. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 де­кабря 1991 года права учреди­теля Ковровского механического колледжа транспортного строи­тельства были переданы Госст­рою России.

В последние годы студенты нашего колледжа принимали активное участие в олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства, получали дипломы и занимали призовые места.

За более 135 лет образовательной деятельности колледж подго­товил более 14 тысяч специа­листов, сфера деятельности ко­торых связана с транспортным строительством и железнодо­рожным транспортом страны.

В настоящее время коллек­тив студентов, преподавателей и сотрудников свято хранит традиции предыдущих поко­лений.